СП 508.1325800.2022 Свод правил. «Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации»
Содержание
Титульный лист
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С В О Д П Р А В И Л
СП 508.1325800.2022
МОЩЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕТОННЫХ ВИБРОПРЕССОВАННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Правила проектирования, строительства и эксплуатации
Издание официальное Москва 2022
Предисловие
Содержание
Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5.1 Общие требования
5.2 Назначение параметров покрытия
Область применения |
Длина (наибольший размер) плиты |
Толщина плиты, мм |
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно- тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно-рекреационных территорий |
До 400 мм |
≥ 40–50 |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 60 |
|
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 80 |
|
> 800 мм до ≤ 1 000 мм |
≥ 80 |
|
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно- тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно- рекреационных территорий с возможностью заезда специального (обслуживающего) транспорта с полной массой до 3,5 т (или 0,875 т/колесо) |
До 400 мм |
≥ 80 |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 80 |
|
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 100 |
|
> 800 мм до ≤ 1 000 мм |
≥ 100 |
|
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно- тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно- рекреационных территорий с возможностью заезда специального (обслуживающего) транспорта с полной массой до 9 т (или 2, 25 т/колесо) |
До 400 мм |
≥ 100 |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥120 |
|
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 120 мм |
|
> 800 мм до ≤ 900 мм |
≥ 120 мм |
|
> 900 мм до ≤ 1 000 мм |
≥ 140 мм |
|
Проезжая часть улиц и дорог местного значения в зонах жилой застройки для движения автотранспорта с |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 140 мм |
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 160 мм |
полной массой до 9 т (или 2,25т/колесо) |
|
|
Проезжая часть улиц и дорог местного значения в зонах общественно-деловой застройки для движения автотранспорта с полной массой до 9 т (или 2,25т/колесо) |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 160 мм |
> 600 мм до ≤ 800 мм |
≥ 180 мм |
|
Проезжая часть улиц и дорог местного значения в зонах общественно-деловой застройки для движения автобусов и автомобилей с полной массой до 18 тонн (или 4,5 т/колесо), (до 65 автобусов в день) |
> 400 мм до ≤ 600 мм |
≥ 180 мм |
Подстилающий слой:
5.3 Уклоны. Водоотвод. Гидроизоляция
5.4 Закрепление краев мощения. Примыкания
Т а б л и ц а 2 – Требования к закреплению бортовых камней
Применение покрытия из камней/плит мощения |
Толщина основания бетонной обоймы. см |
Ширина бетонной обоймы с каждой стороны бортового камня, см |
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно-тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно-рекреационных территорий |
≥ 8 |
≥ 8 |
Проезжие части улиц и дорог местного значения, проезды, площадки парковок и cтоянок автомобилей, временные и объездные дороги |
≥ 10 |
≥ 10 |
Площадки и проезды, открытые складские площадки, внутриплощадочные дороги морских и речных портов, контейнерных терминалов, коммунальных и складских объектов |
≥ 15 |
≥ 15 |
Перроны аэродромов, места стоянок воздушных судов, площадки специального назначения и площадки хранения спецавтотехники |
≥ 15 |
≥ 15 |
Вокруг колодцев должно выполняться обрамление из камней (бетонных, натуральных), по возможности, в форме трапеции и квадратов. Подгонка (подрезка) рисунка мощения проводится за пределами обрамления.
5.5 Комбинированные и дренирующие покрытия
5.6 Конструирование основания
Т а б л и ц а 3 – Толщина конструктивных слоев
Материалы конструктивных слоев дорожной одежды |
Толщина слоя, см |
||||
Легкие, тощие, малоцементные бетоны, дренажные бетоны |
10 |
||||
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси Щебеночные смеси Гравийные смеси Шлаковая щебеночно-песчаная смесь |
15 15 15 15 |
||||
Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическими вяжущими |
8 |
||||
Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки |
8 |
||||
Щебеночные вяжущими и гравийные материалы, не обработанные: |
|
||||
- на песчаном основании |
15 |
||||
- на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) |
8 |
||||
Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими |
10 |
||||
Песок |
20 |
||||
П р и м е ч а н и я 1. Толщину конструктивного слоя следует принимать во всех случаях не менее 1,5 размера наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала. 2. В случае укладки каменных материалов на глинистые и суглинистые грунты следует предусматривать прослойку из песка, высевок, укрепленного (стабилизированного грунта), толщиной не менее 10 см или геосинтетические материалы (геосетки, тканые и нетканые геотекстили, геомембраны и т.п.). |
5.7 Расчет конструкции
К пр |
0,63 |
0,84 |
0,87 |
0,90 |
0,94 |
1,0 |
1,05 |
Е 1 |
2790 |
2437 |
2290 |
2126 |
1920 |
1620 |
1350 |
Е 2 |
3160 |
2762 |
2600 |
2410 |
2180 |
1840 |
1534 |
Обозначения: К пр – коэффициент прочности для дорог и улиц (таблица 5); Е 1 – расчетный модуль упругости для камней/плит простой формы с плоскими гранями; Е 2 – то же, для камней/плит с горизонтальной связью. Средние значения модулей упругости по результатам испытаний: Е 1 = 3000 МПа; Е 2 = 3400 МПа. |
Т а б л и ц а 5 – Коэффициенты прочности для дорог и улиц
Категория дорог и улиц |
Кпр |
||
Улицы и дороги местного значения: |
|
||
- улицы в зонах жилой застройки; |
1,05 |
||
-улицы в общественно-деловых и торговых зонах; |
1,00 |
||
-улицы и дороги в производственных зонах; |
0,94 |
||
- пешеходные улицы и площади |
0,90 |
||
Дорожно-тропиночная сеть парков, ландшафтно-рекреационных территорий садов и времнные и объездные дороги |
0,84 0,63 |
6.1 Устройство основания
Подготовка земляного полотна и основания
Т а б л и ц а 7 – Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, в зависимости от массы катка и проходов по следу
Вид и состояние грунта |
Требу- емая |
Масса вибровальцового модуля или прицепного виброкатка, т |
Коли- чество |
||||
|
|
|
|
|
|||
|
степень уплот- нения |
3–4 |
5–6 |
7–8 |
9–11 |
12–14 |
про- ходов катка по следу |
Скальный крупнообломочный с несвязным заполнителем, валунно-галечный |
0,95 |
– |
55–65 |
75–85 |
95–120 |
130–150 |
8–10 |
Моренный несвязный и малосвязный |
0,98 |
– |
30–35 |
40–45 |
50–55 |
60–70 |
8–10 |
Песок обычный, пылеватый, песчано-гравийная смесь |
0,98 |
20˗30 |
40 |
50 |
55–60 |
65–75 |
8–10 |
Песок одноразмерный влажностью: 4 % – 5 % 6 % – 7 % |
0,98 0,98 |
20 20–25 |
30 30–35 |
35 40–45 |
40 50 |
45 60 |
4–6 6–8 |
Супесь пылеватая оптимальной влажности* |
0,98 |
– |
20–25 |
25–30 |
30–40 |
40–45 |
8–10 |
Суглинок влажностью близкой к оптимальной* |
0,95 |
– |
20–25 |
25–35 |
30–35 |
40–45 |
10–12 |
* Для кулачковых катков. |
Для повышения производительности и качества работ по уплотнению рыхло отсыпанного слоя грунта, первые проходы следует производить легкими катками статического действия, пневмококками или вибрационными катками массой до 6 т с выключенной вибрацией. Окончательное уплотнение слоя грунта, доведение его до высокой плотности выполняют тяжелыми катками статического действия или вибрационными катками (таблица 7). На завершающем этапе – выполняют 1– 2 прохода статическим или пневмокатком для ликвидации разрушений верхней тонкой части уплотняемого слоя.
Т а б л и ц а 8 – Толщина слоя уплотняемого грунта
Разновидности грунта или конструктивный слой |
Толщина слоя уплотняемого грунта, приходящаяся на 1 т массы вибровальцового модуля, см |
Пески крупные, средние, ПГС |
9–10 |
Пески мелкие, в том числе и пылеватые |
6–7 |
Супеси легкие и средние |
4–5 |
Легкие суглинки |
2–3 |
Щебень с расклинцовкой (при максимальном диаметре камня Dmax = 40 мм) |
10–12 |
6.2 Устройство покрытия
Толщина камня/плиты, cм |
Масса, кг |
Центробежная сила, кН |
6 |
до 110 |
18–20 |
8–10 |
110–200 |
20–30 |
10 |
200–600 |
30–60 |
6.3 Контроль качества камней/плит
6.4 Приемка дорожного покрытия
Т а б л и ц а 10 – Контролируемые параметры при устройстве покрытий из камней/плит
Требования |
Допустимые значения |
Расположения границ или осей мощения |
±20 мм |
Соответствие вертикальных отметок проектным |
±20 мм |
Бортовые камни: - прямолинейность линии бортового камня на участках длиной, 3 м - превышение одного бортового камня над другим |
±5 мм ±5 мм |
Ровность для различных типов конструкций |
Таблица 11 |
Разность высот: - между смежными камнями/плитами с плоской поверхностью - между камнями/плитами с рельефной поверхностью - рядом с желобами - рядом со встраиваемыми элементами - рядом с прилегающими покрытиями |
±2 мм ±5 мм 3–10 мм 3–5 мм 3–5 мм |
Наклон (для плит) |
± 0,4 % |
Ширина шва: - камни мощения толщиной до 12 см - камни мощения толщиной от 12 см - плиты мощения толщиной до 12 см - плиты мощения толщиной более 12 см |
3–5 мм 5–8 мм 3–5 мм 5–10 мм |
Толщина* подстилающего слоя в уплотненном состоянии: - камни мощения толщиной до 12 см - камни мощения толщиной от 12 см |
30–50 мм 40–60 мм |
- плиты мощения толщиной до 12 см - плиты мощения толщиной более 12 см |
30–50 мм 40–60 мм |
Продольный уклон желобов |
> 0,5 % |
Плоскостность желобов |
˂ 5 мм/4 м** |
* С учетом запаса на вибропросадку камней/плит должна быть увеличена на 10–15 мм. ** Измерения выполняются с применением четырехметровой рейки. |
При сдаче тротуара в эксплуатацию швы должны быть заполнены на всю высоту. Камни/плиты должны занимать устойчивое положение в покрытии – не расшатываться.
Т а б л и ц а 11 – Контроль ровности дорожных покрытий из камней/плит мощения
Назначение покрытия |
Вид покрытия |
Уклон, % |
Максимальный просвет под рейкой, мм |
||
1 м |
2 м |
3 м |
|||
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно-тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно-рекреационных территорий |
Камни/плиты |
≥ 2,0–2,5 |
≤ 4 |
≤ 6 |
≤ 10 |
Проезжие части улиц и дорог местного значения, проезды, площадки парковок и cтоянок автомобилей, временные и объездные дороги. Площадки и проезды, открытые складские площадки, внутриплощадочные дороги морских и речных портов, контейнерных терминалов, коммунальных и складских объектов. |
Камни/плиты |
≥2,5 |
≤ 4 |
≤ 6 |
≤ 10 |
Перроны аэродромов, места стоянок воздушных судов, площадки специального назначения и площадки хранения спецавтотехники |
Водопроницаемые покрытия |
≥1 |
≤ 5 |
≤ 8 |
≤ 10 |
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно-тропиночная сеть парков, cадов и ландшафтно- рекреационных территорий. Проезжие части улиц и дорог местного значения, проезды, площадки парковок и cтоянок, временные и объездные дороги. Площадки и проезды, открытые складские площадки, внутриплощадочные дороги морских и речных портов, контейнерных терминалов, коммунальных и складских объектов. Перроны аэродромов, места стоянок воздушных судов, площадки специального назначения и площадки хранения спецавтотехники |
Комбинирован- ные покрытия |
≥1 |
≤ 15 |
≤ 17 |
≤ 20 |
7 Эксплуатация дорожных покрытий из камней/плит мощения
Т а б л и ц а 12 – Периодичность осмотра и ремонта дорожных покрытий из камней/плит мощения
Периодичность осмотра |
Мероприятия |
Не менее одного раза в год |
Визуальный осмотр покрытия. Проверить: заполнение швов, примыкания к различным элементам (например, колодцам), состояние лицевой поверхности мощения, ровность, работоспособность ливневой системы |
Весна |
Ремонт: перемощение отдельных участков с заменой подстилающего слоя |
Осень |
Ремонт: перемощение отдельных участков с заменой подстилающего слоя |
Оценка технического состояния мощения осуществляется в рамках работ по содержанию. Систематическое выполнение работ по оценке технического состояния – база для эффективного использования средств и материальных ресурсов.
Срок c момента начала эксплуатации |
Мероприятия |
1–3 месяца |
- Проверка заполнения швов. - Устранение возможных местных деформаций (просадок, cдвигов). Проверка функционирования ливневой системы. - При появлении высолов (белых налетов), для улучшения внешнего вида покрытия, проведение поверхностной обработки соответствующими средствами – очистителями и гидрофобизаторами. Рекомендуется проведение предварительной обработки на тестовом участке покрытия. - Соблюдение минимального скоростного режима и ограничения интенсивности движения (при мощении дорог) |
От 3-х месяцев до 1 года |
- Удаление семян, cорной травы из швов (прометание, механическое удаление) |
1 год и более |
- Один раз в месяц тщательная уборка покрытия щетками или мойка. При мойке покрытия рекомендуется направлять струю воды под малым углом к покрытию, чтобы снизить до минимума любой риск повреждения швов. После уборки покрытия или мойки следует убедиться, что материал заполнения швов не поврежден. При необходимости восстановление заполнения швов. - Обработка швов гербицидом, при наличии нежелательного роста в швах сорняков, лишайников, мхов и т.д. - Обработка швов мощения средствами от насекомых (при необходимости). Визуальный осмотр покрытия (не менее одного раза в год) и, при необходимости, его ремонт |
Приложение А
Приложение Б
S |
До 0,5 включ. |
0,75 |
1 |
1,5 |
1,75 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
МА |
-0,0521 |
-0,0544 |
-0,0567 |
-0,0611 |
-0,0632 |
-0,0653 |
-0,0693 |
-0,0731 |
-0,0767 |
S |
4 |
4,5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
МА |
-0,0801 |
-0,0833 |
-0,0863 |
-0,0917 |
-0,0963 |
-0,1001 |
-0,1031 |
-0,1053 |
Минимально допустимая толщина плит независимо от результатов расчета не должна быть меньше указанной в таблице 1.
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Контрольный лист этапа работ: устройство покрытия из вибропрессованных изделий (камней/плит мощения)
Приложение Е
Контрольный лист этапа работ: устройство покрытия из вибропрессованных изделий
(камней/плит мощения)